Сверхтяжелый немецкий танк Мышонок


В середине 1944 г . завод Алькетт в Берлине закончил сборку двух опытных образцов сверхтяжелого танка «Мышонок» (Maushen) с электро­трансмиссией, который по своим габаритам и весу резко отличается от всех ранее известных тяжелых танков. Машина была спроектирована под руководством проф. Порше (Штутгарт), а в изготовлении ее принимали участие крупные фирмы: Крупп (корпус и башня с вооружением), Шкода (ходовая часть), Даймлер Бенц (двигатель), Сименс-Шуккерт (электротрансмиссия) и др. Опыт­ные танки прошли заводские испытания и в ок­тябре 1944 г . были переведены на Куммерсдорфский танковый полигон для дальнейших ходовых и артиллерийских испытаний.

немецкий танк Мышонок

Схема танка Мышонок

В передней части корпуса танка непосредст­венно за отделением управления расположен двигатель с системами охлаждения и питания. От двигателя крутящий момент передается двум последовательно расположенным главным генераторам. Блок главных и вспомога­тельного генераторов размещен в нижней части корпуса под боевым отделением.

Двигатель соединен с генераторами посредством шестеренчачатого редуктора с передаточным отношением 1:1,05. Два тяговых электромотора, питаемые главными генераторами, смонтированы в верхней части кор­мового отсека корпуса.

Каждый генератор питает током свой мотор независимо от другого и управляется по схеме Леонарда. Вспомогательный генератор служит для питания током главных генераторов. Кроме этих генераторов и двух тяговых электродвигателей, в электрическую часть трансмиссии входят: два контроллера-реостата, генератор-возбудитель, аккумуляторная батарея, коммутационный (переключающий) ящик и другая аппаратура управления.

Крутящий момент от тяговых электромоторов передается к ведущим колесам механической частью трансмиссии — промежуточ­ным, двухступенчатым ре­дуктором и двухрядным, планетарным бортовым редуктором, на котором смонтирована разъемная ступица ведуще­го колеса.

Промежуточный редук­тор выполнен в виде гитары из цилиндрических шестерен и имеет две передачи: i1=1,0 и i2-1,912.

Управление переключением передач — гидравлическое. На промежуточных редукторах смонтированы диско вые фрикционные тормозы; управление тормозами также гидравлическое.

Планетарный двухрядный бортовой редуктор имеет передаточное число первого планетарного ряда 5,357, второго — 4,75. Общее передаточное число механической трансмиссии: на первой пе­редаче i1 =25,5; на второй передаче i2=50.

Переключение передач с первой на вторую производится при неподвижном танке.

Броневой корпус и башня танка выпол­нены из листов катаной брони. Преобладающая толщина броневой защиты — 175—200 мм. Соеди­нение броневых листов — в шип, усиленное гужонами и сваркой. Характерно для этого танка — расположение гусениц в карманах корпуса между бортовыми листами.

Вооружение танка

Танк вооружен спаренной установкой 128-мм пушки РАК-44 и 75-мм пушки kWk-40, смонтированными в маске башни. В башне же установлены два пулемета:

МГ-42 калибра 7,92 мм и крупнокалиберный ( 20 мм ) зенитный пулемет.

Боекомплект расположен на стенах боевого отделе­ния и башни. В боевом от­делении размещаются ко­мандир танка, наводчик и два заряжающих. Водитель и радист размещены в отделении управления в передней части корпуса. В крыше башни танка смонтированы периско­пический прибор наблюдения и дальномер. Прицел спаренной установки — телескопический.

В отделении управления установлен перископический смотровой прибор водителя (слева) и перископический прибор кругового вращения ра­диста (справа).

Моторная установка танка

Моторная установка танка, выполнена в двух вариантах. На одном из образцов установлен бензиновый двигатель авиационного типа ДВ-603 мощностью 1350 л . с., на другом 12-цилиндровый дизель-мотор мощностью 1000 — 1200 л . с.

По имеющимся сведениям установка обоих упомянутых выше двигателей была временной мерой, до изготовления специального танкового дизельмотора мощностью 1800 л . с.

Ходовая часть танка защищена наружной бортовой броней толщиной 95 мм . Расположение ведущих колес — заднее, зацепление — цевочное. Подвеска — балансирно-пружинная.

На каждом борту корпуса между внутренней и наружной бортовой броней расположено шесть опор, на которых смонтированы по две балансирных тележки с двумя катками каждая. Тележки амортизируются спиральны­ми пружинами (буферного типа). Таким образом каждый борт опирается на 24 катка. Диаметр катка с внутрен­ней амортизацией—550 мм.

Гусеница имеет траки двух типов: основные сплошные и промежуточные—из трех звеньев каждый. Число траков в каждой гусенице— 112. Ши­рина сплошного трака — 1100 мм .

Скоростные показатели танка «Мышонок» срав­нительно невысоки — скорость движения по шоссе 20 км/час, по местности — 10 км/час.

Проходимость танка, судя по высокому удельному давлению (1,2 кг/см2 при погружении на 100 мм ), также невысока.

Танк оборудован приспособлением для подводного хождения.

Несмотря на ряд принципиальных недостатков, из которых основным является недостаточная огневая мощь при больших габаритах и боевом весе, танк «Мышонок» представляет интерес для отечественного танкостроения как первый опыт создания сверхтяжелого танка.

Источник: btvt.info

Поделиться в соц сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Есть идеи, замечания, предложения? Воспользуйтесь формой Обратная связь или отправьте сообщение по адресу replay@sciencestory.ru
© 2017 Истории науки. Информация на сайте опубликована в ознакомительных целях может иметь ограничение 18+