С-30 (РСС) межконтинентальный самолет-снаряд


С-30 (РСС) межконтинентальный самолет-снаряд

Двадцать третьего мая 1955 г. на заводе № 256 было организовано ОКБ под руководством П.В.Цыбина, которому было выдано задание спроектировать межконтинентальный сверхзвуковой бомбардировщик PC. Проект отличался неординарностью, но отсутствие достаточного опыта у разработчиков не позволило правильно оценить собственные возможности, и заявленные характеристики оказались невыполнимыми. Проект начал длинный путь метаморфоз и разделился на две ветви — пилотируемый разведчик РСР и стратегический самолет-снаряд РСС (С-30), объединенные конструктивно подобным планером и стартом с самолета-носителя. Работы по самолету-снаряду начались 31 июля 1958 г., причем головным предприятием стало ОКБ-156 А.Н.Туполева, разрабатывавшего носитель Ту-95С-30 («135»). Туполев изначально резко выступил против идеи Цыбина, и его отношение к ней к тому моменту не изменилось.
Управление полетом и наведение на цель этого летательного аппарата должно было осуществляться с борта носителя. Данная схема условно именовалась «овца и пастух».
Согласно постановлению правительства № 867-408 от 31 июля 1958 г. самолет-снаряд должен был иметь крейсерскую скорость, соответствующую М=2,5-2,7, и высоту полета — 18000-24000 м. Рубеж пуска самолета-снаряда — 3500-4000 км.
Компоновка снаряда С-30 базировалась на проекте 2РС и сохранила его крыло, оперение и силовую установку из двух ПВРД РД-013 разработки ОКБ-670 Бондарюка. Фюзеляж был укорочен за счет снятия кабины и обтекателя спецоборудования в хвосте, тем не менее его длина превышала 20 м. В качестве БЧ согласно опубликованным данным было взято практически экспериментальное «изделие 6» (РДС-6с), но на практике вероятнее всего мог быть использован единственный тогда серийный термоядерный заряд изд.37д, обладавший сходными массовыми и габаритными характеристиками. Система управления должна была быть астроинерциальной. Для ее отработки и предварительных испытаний самолета-снаряда планировалось построить его пилотируемый аналог.
Самолет-снаряд РСС имел целый ряд конструктивно-технологических недостатков. Прежде всего, консоли крыла не были разделены на подсборки, из-за чего в условиях опытного производства на изготовление этих агрегатов требовалось не менее 4-х месяцев при трехсменной работе. Схема стыковки консолей крыла с фюзеляжем была продумана плохо. Так как конструкторы сами для себя установили очень жесткие лимиты массы, им пришлось пойти на использование непроверенных материалов, суливших выигрыш в весе. Один из них — алюминиево-бериллиевый сплав АБ — оказался крайне токсичным и вызывал у работников опасное заболевание бериллиоз.
Проектирование и изготовление изделия шло с сильным отставанием от графика. Работы по носителю также затянулись. Туполев аргументировал это сложностью подвески столь крупногабаритного изделия. Тем не менее, для РСР носитель все же был построен, а само ОКБ-156 проектировало модификации Ту-95 под крылатую ракету «100» и беспилотный разведчик «113», которые по размерам и массе даже превосходили проекты Цыбина.
В 1959 г. коллектив ОКБ-256 был переведен на завод № 23, где продолжил заниматься ракетной тематикой под общим руководством В.М.Мясищева. Находившийся в завершающей стадии проектирования самолет-снаряд РСС не вписывался под приземистые бомбардировщики 3М и М-50, да и само ОКБ-23 вскоре было закрыто. Первое время на заводе оставалась организованная еще при Мясищеве специальная конструкторская группа, куда помимо Цыбина вошли В.Б.Шавров и Р.Л.Бартини. Среди прочего они занимались адаптацией РСС под гигантский гидроплан-бомбардировщик А-57. По ряду причин, в том числе и объективных, самолет А-57 построен не был. В 1960 г. работы по С-30 и Р-020 (последняя редакция проекта РСР) прекратили.
Дальнейшим развитием проекта РСС (С-30) стала крылатая ракета «61».

 

Описание
Разработчик ОКБ-256 П.В.Цыбина
Обозначение РСС (С-30)
Тип крылатая ракета
Проект 1958-60
Система наведения Астроинерциальная и программируемый АП
Геометрические и масовые характеристики
Длина, м ок.22,5
Размах крыла, м 9
Площадь крыла, м2 64
Размах оперения, м 4,4
Диаметр корпуса, м 1,5
Стартовая масса, кг ок.22000
Силовая установка
Число двигателей 2
Двигатель СПВРД РД-013
Тяга двигателя, кгс (кН) 5600 (43,2…44,1)
Летные данные (расчетные)
Крейсерская скорость, М= (м/с) 2,5-2,7 (ок. 800)
Допустимая скорость пуска, км/ч 800…850
Дальность действия, км до 5000 (2000)
Высота полета, м 20000 (18000-24000)
Вооружение
Тип БЧ РДС-6С (изд.205К)
Принцип действия БЧ термоядерная
Масса БЧ, кг 1800
Тротиловый эквивалент, кт 400

 

 

Источник: testpilot.ru

Поделиться в соц сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Есть идеи, замечания, предложения? Воспользуйтесь формой Обратная связь или отправьте сообщение по адресу replay@sciencestory.ru
© 2017 Истории науки. Информация на сайте опубликована в ознакомительных целях может иметь ограничение 18+