ПАК ПВО. Перспективные авиационный комплекс ПВО


ПАК ПВО. Перспективные авиационный комплекс ПВОНекоторое время назад в Государственной думе прошли слушания  касательно будущего истребителя-перехватчика МиГ-31. Несколько моментов из обсуждения:

 

…Возможности у МиГ-31 огромные, но, к сожалению, все имеет тенденцию к старению», — пояснил главком. По его словам, элементная база по этому самолету-перехватчику и морально, и физически устарела.

…По оценке Бондарева, для возобновления производства МиГ-31 только со стороны двигателестроения потребуется 15 млрд рублей, «самолетчики» нуждаются еще в 10 млрд рублей. А вся кооперация будет стоить еще 25 миллиардов.
…Это минимум 50 млрд рублей, в следующей программе вооружения (на 2016-2025 годы) можно заложить эти деньги и создать новый самолет, — подчеркнул главком. — Благодарен, что вы волнуетесь за наши Вооруженные силы, но нужно двигаться вперед.

…Главком ВВС против возобновления производства МиГ-31.

…Эксперты рекомендовали «сохранить имеющийся парк самолетов МиГ-31 до принятия на вооружение» новых подобных или лучших боевых машин.

…По мнению Комоедова, модернизация МиГ-31 позволит превосходить аналоги еще 10–15 лет.

….В следующей программе эти деньги можно будет вложить и создать суперсовременный новый самолет, который будет выполнять задачи лучше, чем МиГ-31 — заявил В.Бондарев

…Средства на возобновление производства МиГ-31 лучше использовать в следующей госпрограмме вооружений на создание нового самолета, заявил на парламентских слушаниях главком ВВС Виктор Бондарев.

…член Военно-промышленной комиссии при правительстве России Михаил Каштан отметил, что нужно начинать работать над новым самолетом, такие заделы имеются.

…Минобороны рекомендовано совместно с военно-промышленной комиссией при правительстве предусмотреть при формировании госпрограммы вооружения на 2016-2025гг. разработку перспективного летательного аппарата для замены самолета МиГ-31.

…Мы приступили к созданию нового самолета такого назначения, и до окончания программы вооружений 2020 года мы думаем создать этот самолет, и он до 2028 года заменит существующий парк самолетов — сказал Бондарев.

ПАК ПВО. Перспективные авиационный комплекс ПВО

Таким образом результатом обсуждения стала активизация работ по модернизации перехватчика МиГ-31, восстановление законсервированных двигателей Д30Ф6 и начало поисковых работ по новой машине.

Как сегодня называется программа создания дальнего перехватчика официально не озвучено, в стиле последних веяний напрашивается ПАК ПВО или что-то вроде этого. Вероятно до 2016 года она останется на стадии поисковых работ.

В поиске участвуют оба «истребительных» конструкторских бюро. В былые времена участником этой гонки на полном основании могло стать и КБ Туполева, но сегодня даже к работе над ПАК ДА оно вынуждено привлекать инженеров Сухого.

В финальной стадии поисковых работ за первенство в конкурсе ПАК ПВО будут бороться две концепции.

Первая, над которой работает ОАО «Компания Сухой», должна наилучшим образом подойти под параметр «стоимость-эффективность». Новый перехватчик разрабатывается на базе уже освоенных промышленностью технологий и агрегатов созданных для ПАК ФА, что позволит получить результат с минимальными издержками. «Сердцем самолёта» станут двигатели пятого поколения известные ныне как «изд.30». Их возможности позволяют создать полноценный, относительно манёвренный перехватчик с максимальным взлётным весом до 60 тонн. В случае, если эта планка поднимется выше, как уже было при создании противовоздушной модификации бомбардировщика Т-60С — МДП(МиГ 70.1), то потребуются дополнительные затраты на глубокую модернизацию «изд.30» или создание нового мотора.

 

Вторую концепцию реализует РСК «МиГ». Это гиперзвуковой перехватчик, достойный наследник проектов девяностых годов МиГ 301 и 321. Работы над гиперзвуком активно лоббирует Заместитель председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Рогозин. Насколько гиперзвуковые скорости актуальны для перспективного перехватчика есть предмет обстоятельной дискуссии. Если сравнивать две машины одного назначения одна из которых имеет предельную скорость 2500 — 2700 км/ч, а другая 5000 — 5200 км/ч, то следует понимать, что стоимость гиперзвукового перехватчика в денежном выражении окажется выше в 2 — 3 раза, в начале семидесятых годов советская промышленность имела неосторожность в этом убедиться, на примере одинаковых по назначению, но разных по скорости ракетоносцев Ту-22М и Т-4. При этом кратно повышаются и расходы на обслуживание. Что уж говорить о самой программе создания гиперзвукового самолёта? Ведь для него большинство компонентов следует создавать «с нуля», здесь тот самый заезженный лозунг «не имеющий аналогов» аукнется в полной мере.
Шаткое положение такой дорогой игрушки понимают и его создатели, потому проект Сухого делается в полной тишине, а Микояновцы вынуждены пиариться:
…Скорость новейшего российского истребителя-перехватчика МиГ-41, разрабатываемого на основе МиГ-31, должна превышать 4 Маха, сообщил летчик-испытатель Анатолий Квочур.
«Такая модернизация должна была состояться еще лет 20 тому назад. Однако этого тогда не произошло, поэтому сейчас требования повышаются. Они заключаются в том числе в (повышении) скорости перехватчика до 4–4,3 Маха», – сказал Квочур, передает РИА «Новости».
Так он прокомментировал сообщение депутата Госдумы Александра Тарнаева о том, что в России разрабатывается новый истребитель МиГ-41 на базе тяжелого истребителя-перехватчика МиГ-31, скорость которого составляла 2,8 Маха.
Для сравнения: стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США Lockheed SR-71 развивает скорость до 3,2 Маха.
ПАК ПВО. Перспективные авиационный комплекс ПВО

…Генштаб решил создать на базе МиГ-31 новый самолет МиГ-41.
Начальник Генштаба издал распоряжение провести научно-исследовательские работы по созданию на базе истребителя-перехватчика МиГ-31 нового самолета МиГ-41.
Член комитета Государственной Думы по обороне депутат Александр Тарнаев сообщил, что соответствующее решение принято и в новом перехватчике МиГ-41 воплотятся все достоинства МиГ-31.

 

28 февраля 2014

ПАК ПВО МиГ-41
вес:
максимальный 60000 кг 60000 кг
нормальный 43000 кг 50000 кг
пустого 27000 кг 30000 кг
топлива 18000 кг 24000 кг
нагрузка 15000 кг 6000 кг
тяга двигателей:
форсажная 17500 кгс 25000
максимальная 11000 кгс 15500
длина 28.5 м 35.5 м
размах крыла 17 м 11.7 м / 26.2 м
высота 5.3 м 6 м
площадь крыла 111 м2 78 м2
скорость максимальная 2500 км/ч 4500 км/ч
скорость крейсерская 1600 км/ч 3500 км/ч
потолок практический 20000 м 30000 м
дальность на сверхзвуковой скорости 2000 км 2000 км
дальность практическая 6700 км 6700 км
дальность перегоночная 9000 км 9000 км
радиус действия 3000 км 3000 км
количество узлов подвески 40 20

Перспективный многофункциональный перехватчик

МФП

В конце восьмидесятых годов советская военная машина находилась на пике своего развития. Еще бы, государство выделяло деньги на любые проекты способные обеспечить если не превосходство то хотя бы паритет с НАТО.

В ОКБ МиГ полным ходом шли работы над целым рядом новых боевых машин:

— многофункциональный истребитель, МФИ.

— легкий фронтовой истребитель, ЛФИ.

— многоцелевой дальний перехватчик, МДП.

— два проекта гиперзвуковых самолетов, 301 и 321.

 

ОКБ Сухого реализовывало следующие проекты:

— штурмовик девяностых  Т-12.

— легкий фронтовой истребитель — одномоторный Су-137.

— многофункциональный палубный истребитель С-32.

— средний бомбардировщик «объект 54С».

 

Несмотря на «тепличные условия» наша авиационная промышленность вероятно оказалась в шоке когда американские военные рассекретили F — 117. Сказка явилась былью. Что прикажете делать с практически готовым 1.42, в конструкцию которого «стелс — технологии» закладывались «постольку — поскольку».

Не знаю чем, но наши конструкторы сумели оправдаться в глазах военных. Да так, что даже в середине девяностых годов министр обороны, небезызвестный «Паша — Мерседес» ( Павел Грачев ), называл «Стелс» — мифом аналогичным СОИ!

Надо отдать должное, сам инженерный корпус начал срочно исправлять положение. Уже в конце восьмидесятых в авиационной ДСП — литературе стали появляться серьезные аналитические статьи на тему снижения эффективной площади рассеивания.

Возможно, что уже тогда стали подумывать над глубокой модернизацией МФИ. Если бы Советский Союз не «отдал концы», то в 1995 году 1.42 под индексом МиГ-35 был бы передан в серию, а новая многоцелевая машина полностью отвечающая требованиям пятого поколения могла появиться уже к  2005 году.

Нынешний ПАК ФА несмотря на то, что является самым большим истребителем в мире ( по сообщениям индийской прессы его полетный вес превысил 35 тонн ) все же являет собой линию развития отечественных «истребителей — бомбардировщиков» ранее представленную МиГ-29 ( максимальный вес — 18840 кг )  и МиГ-21 ( 9400 кг ). Показательно, что прыжок через поколение удваивает максимальный взлетный вес.

Насколько известно, работы над линией «истребителей — перехватчиков» так же ведутся. Форпостом в этом деле, после схода с дистанции ОКБ «МиГ» со своим 1.42, является ОКБ «Сухого». Перспективную машину, способную заменить МиГ-31 для обеспечения финансирования, можно считать ответом на американский «Региональный бомбардировщик».

Многофункциональный перехватчик МФП ( назовем его так, дабы не путать с МФИ девяностых годов), по срокам поступления на вооружение следует отнести к шестому поколению истребителей. Хотя требования к «Поколению шесть» еще не сложились, уже очевидно, что костяк его составят беспилотные самолеты. Поэтому перспективная машина должна будет обладать всеми необходимыми качествами, как то: взлет и посадка, перехват воздушных и атака наземных целей в полностью автоматическом режиме. Основное же назначение МФП — «вооруженный воздушный командный пункт».

По статистике максимальный взлетный вес нового перехватчика будет сопоставим с МиГ-31М и составит 50 — 55 тонн. Такие масштабы позволят разместить в отсеке не только оружие класса «воздух — воздух», но и ракеты «воздух — земля». Дальность машины позволит без дозаправки сопровождать дальние бомбардировщики и выведет ее в разряд «стратегических систем».

В целях обеспечения полета на малой высоте и короткого взлета — посадки МФП может быть оснащен крылом изменяемой стреловидности.

Рекордный взлетный вес перехватчика потребует и сверхмощных двигателей.

В статье «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации России»  упоминается проект нового авиационного мотора который создают «Конструкторское бюро перспективных технологий» (КБПР) входящее в состав фирмы «Салют» и ГУП «Завод им. В.Я. Климова».

Тяга его, как сообщается, составит 25000 кгс. Возможно также, что двигатель будет обладать возможностью изменения степени двухконтруности, хотя это и ведет к усложнению конструкции, но позволит получить выгодные расходы топлива как на дозвуковом так и сверхзвуковом режимах полета.

Несмотря на столь заманчивые перспективы шанс постройки такой крупной машины практически равен нулю, даже часть оборудования созданного в рамках проекта Т-50 ОКБ Сухого которое может быть применено и на МФП не позволит снизить колоссальные ( в рамках бюджета РФ ) расходы потребные для его создания. Стоимость НИОКР составит не менее 7.5 — 10 млрд.. долларов.

 

Предполагаемые технические характеристики.

 

первый полёт 2020 год
вес:
максимальный взлетный  55000 кг
нормальный 41250 кг
пустой 27500 кг
топливо  16500 кг
нагрузка 11000 кг
тяга двигателей:
 — форсажная 2 * 25000 кгс
 — максимальная 2 * 18000кгс
длина (без пвд) 23.4 м
размах 9.71 / 19.06 м
высота   6.4 м
площадь крыла  76.5 / 95.0 кв. м
скорость максимальная  2500 км/ч
скорость крейсерская  2200 км/ч
дальность практическая   10000 км
радиус действия  2500 — 3500 км
количество узлов подвески 20 шт.

Представленная компоновка с крылом типа «ножницы» изучалась на стыке восьмидесятых и девяностых годов когда иллюзии преимуществ обратной стреловидности еще не были разбиты о скалы практики. Изюминкой такого варианта считается одна, общая для обоих крыльев ось поворота, правда не ясно как это можно реализовать при достаточно широком центроплане. Другой вариант менее экзотический, а потому ближе к реальности — обычное трапециевидное крыло с полностью адаптивными передней и задней кромками.

статья опубликована 19.12.2005

МФП с КОС

Анализ модели представленной в видеоролике позволяет сделать предположение об авторстве ОКБ Сухого. По взлетному весу данную машину следует отнести к многофункциональному перехватчику.

Площади:

Крыла              75 кв.м
вид боку          40.75 кв.м
вид спереди    14,34 кв.м
вид сверху      137,72 кв.м

Объём             86.34 куб.м

 

То есть максимальный взлетный вес машины находится в районе 39 — 43 тонн. Размеры основного отсека 5.7 х 2.6 х 0.82 метра, что позволяет свободно разместить в нём четыре ракеты сверхбольшой дальности. Два боковых отсека — 2 ракеты малой дальности. Два двигателя с форсажной тягой не менее 16000 кгс, по габаритам подходит перспективный мотор от ПАКФА.

МФП ЦАГИ

В книге «Проблемы создания перспективной авиационно-космической техники» представлен сборник статей научных работников ЦАГИ. Среди разных достаточно любопытных материалов опубликован материал «К вопросу о повышении аэродинамического качества сверхзвуковых самолетов на дозвуковых скоростях», авторы В.Г.Кажан и А.П.Дьячевский. Суть работы состоит в следующем:

 

«…Важнейшей задачей аэродинамического проектирования многорежимных самолетов является определение оптимальных аэродинамических обводов, обеспечивающих увеличение аэродинамического качества как на сверхзвуковых, так и на дозвуковых скоростях полета.

Реализация сверхзвукового крейсерского полета требует применения тонких крыльев большой стреловидности по передней кромке с оптимальной деформацией срединной поверхности самолета, обеспечивающей самобалансировку на заданном режиме полета и с заданным запасом продольной статической устойчивости.

В то же время при дозвуковых скоростях полета основной эффект по снижению индуктивного сопротивления тонкого крыла достигается за счет реализации подсасывающей силы на передней кромке крыла, что позволяет уменьшить коэффициент индуктивного сопротивления более чем в 2 раза. Заметим, что эффект от оптимизации распределения циркуляции по размаху составляет всего несколько процентов.

В результате для многорежимных самолетов наиболее рациональным способом увеличения аэродинамического качества на дозвуковых скоростях полета является применение адаптивной механизации (или крыла с профилем изменяемой кривизны). Высокий уровень аэродинамических характеристик обеспечивается за счет восстановления подсасывающих сил на передней кромке тонкого искривленного крыла при дозвуковых скоростях и малого волнового сопротивления плоского или с оптимальными для сверхзвукового крейсерского полета деформациями срединной поверхности.»

 

Кроме графиков и формул присутствует и упрощенная схема продувочной модели, обработка которой привела к появлению картинки «МФП — ЦАГИ».

Это крупный истребитель с развитым ПГО и очевидно не относящийся к сверхманевренным самолетам, что впрочем сложно реализовать при взлетном весе в 50 — 60 тонн. Крыло площадью 113 кв.м с адаптивным предкрылком позволяет получить многорежимную машину без применения изменяемой стреловидности. Довольно вместительный отсек полезной нагрузки длиной 7 м и шириной 2.6 м. Расположение воздухозаборников двигателей на схеме не показано, предположительно сверху, по бокам фюзеляжа. Носовая часть от Су-33КУБ.

На сегодняшний день это первое упоминание в официальной прессе о данном проекте.

 

Источник paralay.com

Поделиться в соц сетях

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Есть идеи, замечания, предложения? Воспользуйтесь формой Обратная связь или отправьте сообщение по адресу replay@sciencestory.ru
© 2017 Истории науки. Информация на сайте опубликована в ознакомительных целях может иметь ограничение 18+