Групповые чаты в Яндекс Дзен — риски, польза, особенности
Яндекс Дзен ввел новую фишку для авторов каналов — возможность подключения групповых чатов. Реализуется это механизм на базе Яндекс мессенджера. Авторы разделились буквально поровну: одни за, другие против. Что это за механизм и стоит ли использовать?
До этого была введена другая фишка — личные сообщения. Когда читатели могут отправлять личные сообщения автору по средствам Яндекс мессенджера. В свою очередь автор может общаться напрямую с конкретным читателем. Групповые чаты, фактически, позволяют расширить подобный способ контакта, подключив к каналу Яндекс мессенджер с групповым доступом.
Это дополнительная точка контакта с аудиторией, что здорово. Это может способствовать лояльности аудитории. А в случае успешного развития сообщества, посетителей можно, например, просить лайкать и репостить статьи. В теории, естественно.
Но есть и более негативные мнения:
В чем видят минусы
Можно встретить мнение, что групповые чаты могут снизить показатели Дзен канала. Сократить количество посетителей статей, сократить количество комментариев. Что в свою очередь снизит доход канала. А также негативно скажется на продвижении.
Причина — читатель будет возвращаться не на статью, а в чат. Но в этом предположении есть несостыковки.
Параметры визита
Каждый пользователь создает два «параметра»: среднее время дочитывания статьи и количество самих дочитываний.
Первый параметр, среднее время дочитываний, можно назвать «полу мифическим». Он относится к поведенческим факторам и не совсем понятно, как на это «смотрит» Яндекс Дзен. С одной стороны, если статью пользователи читают по несколько минут, это здорово. Но, с большой долей вероятностью, данный параметр не учитывается. Ведь даже на «авторитетных» каналах среднее время дочитываний часто не превышает минуту. А то и меньше.
Второй параметр, создающийся пользователями — количество дочитываний. Человек кликнул по иконке нашей статьи. Он находится на странице более 40 секунд — его визит считается «успешным». И на этой странице количество дочитываний увеличивается на один.
Может ли групповой чат снизить количество дочитываний? Нет, не может. Ведь посетитель попадает в чат после того, как прочел статью. А тот факт, что он будет возвращаться не на страницу, а в чат, этого не меняет. Ведь засчитывается только первый визит. Даже если человек будет заходить на страницу 100-200-300 и более раз подряд, дочитываний он «принес» только одно.
Комментарии
Также есть опасения, что снизится количество комментариев. Тут тоже несостыковки. Представим, человек прочел статью. Решил оставить комментарий. Зачем ему для этого переходить в чат? Он оставит комментарий под статьей. Да, кто-то может перейти в чат для обсуждения конкретной статьи. Но едва ли таких посетителей будет много.
Другое дело, если мы ставим виджет группового чата, например, в закрепленном комментарии. Тогда с большой долей вероятностью пользователь перейдет в чат для обсуждения статьи. Поэтому, ИМХО, размещение в комментариях не лучшая идея.
Минус по рекламе
Также говорят о том, что пользователей переключают туда, где нет монетизации и рекламы. А так бы посетитель вернулся в комментарии и кликнул, может даже случайно, по рекламе. Но и тут пара замечаний:
Во-первых, у посетителей есть возможность перейти к обсуждениям без необходимости пролистывать статью. Это касательно случайного нажатия рекламы во время возврата к обсуждениям.
А во-вторых, с ожиданием случайных кликов по рекламе можно поспорить. Да, случайные клики, тоже клики. Но рекламу можно рассматривать не только как что-то случайное. А ожидать, что реклама пользователя заинтересует и он сознательно кликнет по ней. И такое происходит.
Недостатки группового чата Дзен
Во-первых, необходимость дополнительной регистрации для пользования чатом со стороны посетителя. Регистрация не сложная, нужно всего лишь указать свой номер телефона:
Однако это дополнительное действие. И не каждый посетитель захочет что-то заполнять. Тем более свой номер телефона.
Тут, кстати, можно подумать об развитии параллельно Дзен каналу, например, Телеграм. Для большинства пользователей более понятный сервис. А общий смысл, Телегам и групповых чатов, может быть схожим.
Во-вторых, мало вариантов размещения чатов:
- Чат появляется на главной странице автоматически. Под шапкой канала. Но видеть его могут только те пользователи, которые уже прошли дополнительную регистрацию по номеру телефона.
- Можно размещать ссылку на чат в комментариях. Тогда автоматически под этой ссылкой появляется виджет чата. Но тут, во-первых, не пропадает текст ссылки. А это длинная конструкция из наборов символов. А во-вторых, такое размещение как раз может «переманивать» посетителей из общения в комментариях в общение в чате. Пользователь прочел статью, захотел поделиться своим мнением. А тут такой интересный виджет.
- Размещение на странице в виде ссылки. То есть мы пишем текст описания. Пишем название чата. И делаем это название кликабельным — добавляем ссылку на чат. Минус этого метода в том, что ссылка не преобразуется в виджет. И выглядит как обычная ссылка.
И еще одно. Если смотреть глубже, чаты могут снизить поток посетителей на твои дополнительные ресурсы. Например, ты призываешь пользователей посещать/ подписываться на твой Телеграм или страницу в соц сети. Но внимание пользователя ограничено. И зайдя на страницу чата, пользователь уже не перейдет по ссылке на Телеграм или ВК. А с учетом того, что нужно будет вводить номер телефона, пользователь может вообще «потеряться».
Выводы
Групповые чаты в Яндекс Дзен — задумка интересная. Это еще один способ контакта с аудиторией. Однако сама реализация далека от идеала. Так, например, невозможно красиво вставить чат в текст статьи. А для пользователя необходима дополнительная регистрация с вводом номера телефона. Что делать будет не каждый.
Как результат — особой активности ждать не приходится.